древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало (Τρεμπέλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские».
В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор, но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπέλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. ̓Ανατολή) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора «[12-ти] апостолов» (см. Литургия 12 апостолов) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари. Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.).
Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический).
Церковные разделения V-VII вв. и араб. завоевание привели к ослаблению самостоятельной литургической традиции Антиохийской Церкви, к-рая подверглась сильному влиянию иерусалимского богослужения; в это время основной литургией Антиохии, по всей видимости, становится иерусалимская литургия ап. Иакова. Важнейшими источниками по истории А. б. этого периода являются соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита (кон. V в.) «О церковной иерархии» (см. Ареопагитики), литургические комментарии Нарсаи († 502) и Севира Антиохийского († 538), чьи гимны послужили основой для возникновения Октоиха, а также груз. переводы греч. богослужебных рукописей антиохийского и иерусалимского происхождения (К. Кекелидзе, M. Tarchnišvili).
В X-XIII вв. Антиохийская Православная Церковь, как и остальные Поместные Церкви, переходит на к-польский визант. обряд. Основным богослужебным языком становится араб.
Древние традиции Антиохии сохраняются в богослужении Яковитской Церкви (см. также Зап.-сир. обряд), Маронитской Церкви, вступившей в унию с Римом, из-за чего ее литургическая традиция подверглась сильному влиянию рим. обряда, и, вероятно, в богослужении Церкви Востока.